Если вы стали свидетелем падения метеорита.

Перед тем, как упасть на поверхность, метеорит проходит плотные слой атмосферы и от нагрева начинает оплавляться. Из-за высокой температуры он становится похожим на огненный шар, летящий по небу. Такой огненный шар называется болидом. Болид летящий по небу эффектное зрелище. Из – за большой яркости кажется, что болид пролетел совсем недалеко от наблюдателя, но это обманчивое впечатление. Болиды видны до расстояний сотен километров от места падения метеорита, а после падения слышны удары с расстояния в десятки километров. Поэтому не торопитесь искать небесного посланника поблизости. Убедитесь в том, что метеорит действительно упал на расстоянии прямой видимости и вы заметили выброс грунта в месте падения, а не за горизонт. Определить место возможного падения метеорита можно только на основании собранных из разных пунктов показаний очевидцев о направлении движения болида и о положении его видимой траектории на небесной сфере. Поэтому очень важно после полета яркого болида провести массовый опрос очевидцев о наблюдавшихся ими явлениях. Но не каждый болид оканчивается падением метеорита. Иногда оно попросту полностью сгорает в атмосфере. Но в любом случае следует описать полет болида.

  1. Дата и время наблюдения. Время указывается с точностью до минуты по местному времени, затем переводится во всемирное. Указывается, по возможности, продолжительность полета болида с точностью до секунды.
  2. Место наблюдения. Указываются координаты и название населенного пункта, района и области, где наблюдались явления, а также направление и расстояние в километрах этого пункта по отношению к ближайшему крупному населенному пункту.
  3. Видимость световых явлений. В описании указывается, наблюдался ли огненный шар (болид) или же было замечено только освещение местности (ночью) или пылевой след на небе (днем).
  4. Звуковые явления. Указывается, были или не были слышны какие-либо звуки, и описывается характер звуков, число ударов и т. д.
  5. Погодные условия. Ясно, состояние облачности, температуру, давление, направление и силу ветра.
  6. Видимый путь болида. Измеряется угловая высота начала и конца траектории полета и указывается направление полета, например с юго-востока на северо-запад. Угловая высота определяется днем относительно высоты Солнца над горизонтом, а ночью – по Полярной звезде. Точное определение высоты производится с помощью транспортира с прикрепленным к центру отвесом на нити. Указываются азимуты начала и конца полета. Это делается при помощи компаса или приблизительно относительно сторон горизонта днем по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде. Угол 90 градусов определяется достаточно легко, а затем нужный азимут находится последовательным делением углов пополам, расчертив эти углы на земле. Наконец, угловую высоту приближенно можно определить и при помощи пальцев вытянутой руки.

    На расстоянии вытянутой руки угол между большим и указательным расставленным пальцами равен примерно 17°. При помощи транспортира или другого какого-либо угломерного прибора следует также определить угол наклона видимого пути болида на небе относительно горизонта. Если болид наблюдался ночью, то следует нанести конец и начало пути на звездную карту, запомнив точки появления и исчезновения болида среди звезд. Желательно зарисовать полет болида относительно ориентиров местности, если полет наблюдался днем. д.

  7. След болида. Оставляемый болидом на небесном своде в виде дымной полосы след, бывает виден в течение многих минут, а иногда и свыше часа. Необходимо определить общую продолжительность его видимости вплоть до полного исчезновения. Одновременно нужно пронаблюдать все изменения формы и окраски следа, а также направление перемещения его по небосводу.
  8. Размеры и яркость болида. Указывается угловой диаметр, который приблизительно можно определить путем сравнения с полным диском Луны или Солнца, угловой диаметр которых равен 0°,5. Если болид был меньше, то его размеры указываются в долях диска Луны или Солнца. По таким данным впоследствии, когда будет вычислено расстояние в километрах от наблюдателя до болида, можно будет определить и линейный, т. е. выраженный в метрах, диаметр болида. Удобно определить угловой размер болида при помощи сравнения с большим пальцем вытянутой руки, указав при этом, во сколько раз больше или меньше пальца был болид или был равен ему. Нужно также определить толщину и длину хвоста болида по сравнению с самим болидом, указав, во сколько раз он был больше или меньше диска болида. Яркость болида следует производить также путем сравнения с Солнцем или Луной.
  9. Форма болида.

    На рисунке ниже показаны виды болидов в зависимости от направления полета. При благоприятных условиях можно рассмотреть голову болида. Форма головы болида, а также длина и форма его хвоста отчасти зависят от направления движения болида относительно места расположения наблюдателя. В описании нужно далее указать, наблюдались ли во время полета болида вспышки и если наблюдались, то на каких участках.

То же самое нужно указать и в отношении искр, если они наблюдались при полете или дроблении болида. Нужно указать, исчез ли болид внезапно, как бы мгновенно потухнув, или же перед исчезновением он раздробился на части. В последнем случае желательно указать, на сколько частей болид раздробился и размеры отдельных частей по сравнению с самим болидом. Еще желательно определить и указать в описании, сколько времени (секунд или долей секунды) были видны после дробления отдельные части болида, в каком направлении они летели и в какой последовательности исчезали.

  1. Цвет болида. Он определяется путем сравнения с цветом Солнца, Луны, цветом накала металла при электросварке, с цветом электрической лампы и т.п. Цвет указывается отдельно для самого болида и для его хвоста, а также осколков и искр, образовавшихся при дроблении болида. Указывается изменение цвета во время полета.
  2. Освещение местности. Указывается освещение местности (окружающего ландшафта), как днем (отбрасывание теней от болида), так и ночью. Во время ночного полета указывается сравнение с освещенностью Луной и освещены ли были предметы вблизи и вдали, а так же каков был характер освещенности: спокойный, мигающий, дрожащий.
  3. Звуковые явления. Поскольку звук распространяется гораздо медленнее света, то звуки достигают уха набюдателя по прошествии нескольких минут после того как он исчезнет (удары, грохот, треск и гул). При наблюдении звуковых явлений необходимо, прежде всего, определить (по возможности по часам) и указать в описании, через какой промежуток времени в секундах или минутах после исчезновения болида раздался первый удар, а затем число отдельных ударов и через какой. промежуток времени они следовали один за другим. Далее описывается характер последующих звуков и их продолжительность, отметив по часам момент последних звуков грохота и затем момент прекращения гула. Под описанием указывается имя, отчество и фамилия очевидца, и почтовый адрес.
  4. Зарисовки и фотографирование. К описанию очень желательно приложить зарисовки болида и его следа, сделанные хотя бы схематически простым карандашом. На таких рисунках нужно показать форму болида и его хвоста для двух-трех разных моментов времени, например: в начале полета, в середине пути и перед исчезновением (в момент дробления, если таковое наблюдалось). На рисунке указывается момент зарисовки. Фотографирование имеет гораздо большую ценность, но в момент полет фотоаппарата может не оказаться под рукой, а вот след, который достаточно долго сохраняется на небосводе нужно сфотографировать обязательно, если фотоаппарат у вас с собой. При этом, опять таки, нужно указать азимут центра снимка, а если след высоко, то и высоту центра снимка.

Но вот болид оказался на земле уже в качестве метеорита и вы находитесь у места падения. Что делать? Прежде, чем поднять его или извлечь из ямы, нужно тщательно обследовать место падения и отметить все замененные подробности. Если наблюдалось самое падение метеорита на землю и к нему подбежали тотчас же после падения, то нужно, прежде всего, определить на ощупь степень нагретости метеорита. В этом случае нужно установить, можно ли держать руку на метеорите, не отнимая, или же он настолько горяч, что рука не выдерживает прикосновения к метеориту; желательно также сравнить с чем-либо степень нагретости метеорита. Затем нужно определить промежуток времени с момента падения метеорита до полного его остывания. При обследовании места падения метеорита нужно определить характер местности (луг, пашня и т.д.), а также тип почвы (черноземная и т.д.).

Если будут замечены комья земли или куски дерна, разбросанные вокруг метеоритной ямы, нужно измерить расстояние до наиболее удаленных, установить преимущественное направление разбросанных комьев земли и измерить азимут этого направления относительно ямы, определить общие контуры разброса, размер и приблизительный вес отдельных наиболее крупных кусков земли или дерна и их расположение относительно ямы. Сделанные наблюдения нужно нанести на схематический чертеж, на котором показывается план ямы. Для этого измеряется поперечник ямы в разных азимутах, зарисовывается в плане ее контур. Если метеорит не был засыпан сверху землей, то необходимо измерить глубину залегания в яме его верхней поверхности, которая при этом должна быть тщательно осмотрена. В случае, если будут обнаружены отколы на метеорите небольших осколков, о чем можно заключить по наличию на нем участков со свежими поверхностями расколов, на которых видно внутреннее вещество метеорита, то необходимо еще раз внимательно осмотреть окрестности ямы и попытаться найти отколовшиеся от метеорита осколки.

Если такие осколки будут найдены, нужно заметить, как они лежали на земле, измерить направление и расстояние от ямы до мест расположения осколков и нанести их на план. Нужно иметь в виду, что иногда осколки падают на расстоянии сотен метров от места падения метеорита. Прежде чем извлечь метеорит из ямы, необходимо установить, как был он в ней расположен, что отчасти выясняется и в процессе извлечения метеорита. Нужно выяснить, плотно ли прилегал метеорит к стенкам ямы или же между ним и стенками имелся зазор. В последнем случае нужно измерить ширину и глубину зазора, а также его направление относительно центра ямы. Далее, нужно определить, какой стороной метеорит был расположен кверху и какой стороной он был направлен к северу; после извлечения метеорита нужно отметить на нем его нижнюю сторону. Извлекать метеорит из ямы надо с большой осторожностью, чтобы, во-первых, не повредить метеорит и, во-вторых, сохранить по возможности ненарушенными стенки ямы с целью повторного их изучения, если в этом возникнет необходимость. Если метеорит имеет сравнительно небольшую массу, например, до 10—20 кг, то его извлечение из ямы не представит трудностей.

При извлечении снова нужно внимательно проследить за тем, не разбился ли метеорит при падении или не откололись ли от него небольшие осколки. Такие отколы можно легко пропустить, если не быть внимательным, так как метеорит, а вместе с ним и отколы могут быть покрыты намазками почвы. После извлечения метеорита нужно определить направление (азимут и угол наклона относительно центра ямы и вертикальной линии соответственно) проникновения метеорита в почву. Для этого нужно измерить наклоны стенок ямы. Следует при этом иметь в виду, что часто направление падений отдельных метеоритов не совпадает с направлением движения болида или с направлением большой оси эллипса рассеяния. Угол наклона чаще всего бывает равен 20—30° относительно вертикальной линии.

В случае, если метеорит при падении разбился, то его придется извлекать из ямы по частям. При этом также нужно определить, какие части метеорита были расположены сверху и какие — на дне ямы, а также как располагались в яме остальные части, например плотно ли они прилегали друг к другу или же были перемешаны с почвой. В последнем случае нужно очень тщательно исследовать весь рыхлый материал, заполняющий яму, чтобы выбрать из него все метеоритные осколки, вплоть до самых малых. Затем нужно внимательно обследовать окрестности ямы с целью отыскания других метеоритных осколков, которые могли быть выброшены из ямы вместе с комьями земли.

Нередко случается, что метеорит в яме бывает засыпан сверху рыхлым слоем почвы. В таком случае нужно сначала измерить глубину от уровня поверхности почвы до поверхности насыпного слоя, а затем толщину этого слоя, что равносильно глубине залегания верхней поверхности метеорита от уровня поверхности почвы. Бывает, что при падении метеориты делают рикошет и выскакивают из образованных ими лунок и ям, падая на некотором расстоянии в стороне.

В этом случае нужно определить направление и измерить расстояние от места первого падения (лунки или ямы) до места второго падения, т. е. до того места, где метеорит был найден. При этом нужно отметить, как был расположен метеорит, подробно обследовать и описать яму или лунку первого падения, а затем второго, если в этом втором случае метеорит образовал какое-либо углубление в почве. При обследовании ям или лунок нужно измерить их поперечник и глубину, определить форму и описать микрорельеф данного места, установив наличие, направление и величину наклона поверхности почвы.

Для метеорита указываются следующие данные:

  1. Дата и время падения.
  2. Место падения. Координаты ближайшего населенного пункта и само место падения.
  3. Звуковые явления. Аналогично описанию болида.
  4. Видимость падающего метеорита. Указывается, как высоко был замечен падающий метеорит и далее производится описание аналогично описанию болида.
  5. Состояние метеорита. Цельный, рассыпавшийся и т.п.
  6. Попадания. Описываются сделанные метеоритом повреждения в месте падения.

Сopyright 2002-2024 © Сайт "Галактика"Проект "Астрономическая энциклопедия" • Идея, дизайн, хостинг, веб-мастер сайта - Кременчуцкий Александр, Москва.