Наблюдение Солнечных затмений.
На солнечное затмение — автостопом!
Своими глазами увидеть полное солнечное затмение 11 августа (последнее затмение 20 века), мы — автор сих заметок и его верные спутники по сталкерским экспедициям Сергей Каминский и Татьяна Янчук очень хотели — однако выкладывать минимум по сотне долларов за турпутевку не собирались. Вовсе не являясь "новыми" и даже "средними русскими", для которых несколько сот баксов — не деньги, не принадлежим мы и к фанатам, вроде тех любителей астрономии, что копили деньги на поездку в течение всего года. Это последнее я говорю ни в коей мере не в укор — мы тоже в некотором роде фанаты, но на первом месте у нас экспедиции "за тайнами", а к затмению интерес обывательский — полюбоваться волшебной картиной, да сделать несколько кадров на память...
Однако существует и такой способ путешествий, как автостоп — бесплатное передвижение на попутном транспорте, прежде всего, автомобилях. Думаю, что даже если бы у нас и имелся неограниченный кредит, все равно выбрали бы этот метод, ибо автостопщик, в отличие от находящихся в стерильных условиях "плановых туристов", имеет прекрасную возможность познакомиться с жизнью незнакомого народа "изнутри", понять его надежды и проблемы. Ну и собрать интересующую информацию — например об аномальных зонах вдоль маршрута (или, если угодно, записать астрономический фольклор).
А автостоп нынче, вопреки распространенному убеждению что "сейчас попутчиков не берут", существует и даже находится на подъеме. Сотни наших молодых (да и не только молодых) соотечественников за последние годы совершили много интересных путешествий — как по самым глухим уголкам внутри страны, так и за ее пределами, вплоть до кругосветных. Правда, большинство таких поездок носили "спортивно-туристский" характер, но вполне возможны и более осмысленные поездки. Сошлюсь на свой опыт — большинство наших экспедиций мы совершили именно на попутных машинах, в том числе и зимой, и в ночное время (хотя за рубеж ранее не забирались). Думаю, что многим любителям астрономии (исключая "денежных" и "диванных") автостоп может пригодиться — астрономические явления зачастую совершенно не заботятся о мечтающих их увидеть, но далеко живущих и небогатых любителях... Именно поэтому хочу поделиться не только и не столько впечатлениями от затмения, сколько рассказать о бытовых вопросах нашего путешествия и тем придать уверенности другим.
Не смейтесь, но для вольного путешественника рюкзак имеет огромное значение: обеспечивая немалую долю успеха; он должен быть максимально компактным (особенно это важно при передвижении парой: с баулами колоссальных размеров она поместится не в каждую кабину, и совсем не каждый водитель захочет открывать багажник (если он и имеется) или терпеть неудобства от попадающих на рычаг скоростей лямок), по возможности легким (особенно если вы не просто решили достичь "пункта А", но и уделять внимание встречающимся на маршруте достопримечательностям), не бояться намокания, выдерживать тряску и грубое обращение (на обочине он часто используется как табурет, а потом, бывает, кантуется в кузове или багажнике).
И все эти требования нам удалось, хотя и не без компромиссов, совместить со стремлением получить фотографии "черного Солнца" — в наш комплект фотоаппаратуры входил "Зенит-ЕТ" объектив "МТО-З" (до сих пор удивляюсь, как наш астроном-любитель А. Кошелев, прекрасно зная о способе нашего передвижения, не побоялся его одолжить), большой фотоштатив, две "Смены" на самодельных компактных штативах, карманный приемник — слушать прогноз погоды, стекла от сварочной маски для визуальных наблюдений, диктофон. Сохранность приборов обеспечили просто — уложили их (предварительно завернув в свитера, а весь сверток еще и упаковали в полиэтиленовый пакет) в маленький "школьный" рюкзачок и практически весь путь Татьяна держала его на коленях. Лагерное же снаряжение (палатка, котелок, пенки) целиком ехало на мне — в высоком горном рюкзаке, легко помещающемся в кабине между ногами и щитком. Для уменьшения объемов решили не брать спальники и теплые куртки — лето на дворе! На случай автономной ночевки Сергей прихватил полиэтиленовый тент и (вместо котелка) алюминиевую кружку.
Для обеспечения обмена веществ в наших организмах взяли по килограмму ржаных и ячменных хлопьев, и по столько же вермишели быстрого приготовления — эти продукты легко приготовить и без костра, залив кипятком (его можно попросить в любом помещении с электроплиткой: "комке", будке сторожа или у гаишников), а в крайнем случае продукты эти вполне можно есть и сырыми. Взяли еще немного сахарного песка с растворимым кофе — вот и все! Для надежности все припасы засыпали в пластиковые бутылки-торпеды. Разумеется, для путешествий по ненаселенным местам этого было бы маловато. В Европе же, да еще и летом, достаточно- иметь лишь небольшой "гарантийный запас" на случай отсутствия вблизи места стоянки магазина. Впрочем, в южных краях добыть пропитание не проблема; во всех пяти государствах, по которым пролегал наш маршрут, нас постоянно окружали поля с кукурузой предназначенной на силос (несколько початков, следовательно, всегда можно сорвать), растущие вдоль дорог и улиц яблони, груши, сливы со вполне вкусными плодами. В Болгарии нас окружали заросли ежевики, а в Румынии и Молдове крестьяне задарили "великих путешественников" арбузами и дынями — словом, с голоду даже без денег и припасов умереть здесь трудно. А чтобы не страдать от жажды, советую в летние путешествия обязательно брать хотя бы литрового объема "торпеду" с водой и при любой возможности пополнять ее.
Помимо всего перечисленного для "знакомства без слов" мы изготовили "форму, нашив на обычные футболки самодельные эмблемы в виде черного круга с лимонными лучами.
В последнее время о "вольных путешествиях" появились специальные книги, в основном двух авторов: Антона Кратова и Валерия Шанина — однако, поскольку в магазинах вы эти великие произведения скорее всего не найдете, сделаю несколько замечаний.
Выбирая место для голосования, старайтесь представить себя на месте водителя — где удобнее остановиться? Бесполезно голосовать на скоростных участках у сразу за светофором, на склоне и везде, где по правилам остановка запрещена. Идеальное же место — это поворот на транспортной развязке или пост ГАИ. Только стоять надо метрах в 10-20 за постом и ни в коем случае не перед ним. Обычно в Европейской части России, по магистральным дорогам (на карте обозначены буквой "М") реально проехать на попутках до 800 километров в день, при этом время голосования в среднем составляет около получаса. Разумеется, от этого правила возможны отступления — нам "повезло" угодить на Украину в период бензинового кризиса, когда даже по "Киевке" машины шли с интервалом в 15-20 минут, при этом в основном частные и загруженные под крышу. Сергея взяли без проблем, а для нас с Таней мест долго не находилось — в итоге в один из дней установили рекорд, проехав всего около 100 км... Но такие казусы случаются редко — планируя маршрут, достаточно предусмотреть на них один-два дня, и все будет в порядке. А лучше всего проконсультироваться у бывалых автостопщиков — например, в небольших странах вроде Молдавии и Румынии, да еще и при высоких ценах на бензин, гарантировать можно лишь 200-300 километров в день..
Есть еще одно всеобщее убеждение: "сейчас за просто так не возят!" Опыт показывает, что справедливо оно в очень небольшом числе регионов — да и то лишь до некоторой степени. Утверждаю это со всей ответственностью, ибо пройденные нами Молдова и Румыния, по уверениям опытных туристов, практически единственные европейские страны, где за подвоз всегда принято платить. Планируя поездку, мы готовы были даже проехать их по железной дороге (пригородные поезда здесь не слишком дорогие, хотя и дороже наших раза в полтора), однако попробовали и автостопить, предупреждая водителей остановившихся машин о том, что лишних денег нет. Оказалось, что "водил" грузовиков такое предупреждение даже обижает, что касается "частников", то две трети молдаван и большинство румын, узнав о том, что мы издалека, не только соглашались везти бесплатно, но и нередко стремились нас угостить. Нас брали даже в рейсовые автобусы. И все же я советую нашим последователям всегда предупреждать водителей легковых машин, что вы автостопщик — думаю, так этически правильнее, чем вылезать, не заплатив.
Вот что в машине почти всегда делать нужно — это побольше общаться с водителем. Во-первых, многие из них берут попутчиков не из чистого альтруизма, а от скуки; в ночное же время — для того, чтобы беседой отгонять сон. Во-вторых, среди шоферов часто попадаются очень интересные люди — нас подвозили дальнобойщики, таксисты, бизнесмены, контрабандисты, музыкант, фермер... В-третьих, как уже говорилось, вы можете узнать не только интересную, но и полезную информацию.
Самые серьезные границы, как нам пришлось удостовериться — между дружественными странами СНГ: как по монументальности пропускных пунктов, так и по количеству занятых работников. К автостопщикам везде относятся доброжелательно, водителей же трясут серьезно, и они стоят в очередях сутками. Особенно достает то, что везде в СНГ между таможнями большое расстояние (между Белоруссией и Украиной аж 17 км) — и его приходится преодолевать пешком, ибо водители, не остывшие от споров на одном КПП и предчувствуя нервотрепку на другом, ни пейзаж, ни голосующих туристов просто не воспринимают. После наших, таможни дальнего зарубежья (и даже молдово-румынские) всерьез не воспринимаются — так, несколько человек и невзрачный домик, причем и там отношение к нам было самым теплым. Поверхностный осмотр содержимого рюкзаков нам устроили лишь один раз на молдово-румынской границе, причем мы сами были виноваты, поставив палатку в погранзоне на берегу Прута. Убедившись в нашей безвредности, пограничники не только извинились, но и угостили буханкой хлеба из солдатской пекарни, а также походатайствовали за нас перед водителем казахского автобуса, везшего группу "гастарбайтеров" в Грецию. Нужно кстати заметить, что через некоторые пропускные пункты дальнего зарубежья пешеходов не пускают — приходится идти вдоль очереди автомашин и к кому-нибудь проситься. Автомобили подолгу стоят, и лучше выбирать КПП с пешеходными переходами.
Для пересечения границы в действительности необходим лишь загранпаспорт. Формально требуются еще и "показные деньги" (долларов триста), их надо предъявить таможеннику чтобы избежать обвинений в бродяжничестве. У нас они были (хотя тратить такие суммы мы не собирались), однако спросили их только один раз — на румынской таможне на обратном пути, да и то без пересчета, а лишь заглянув в мой бумажник. А визы? Для въезда в большинство стран бывшего соцлагеря частному лицу в турагентстве или прямо на границе нужно купить "ваучер" — стоит он около 10 долларов и представляет, по сути, узаконенную взятку. Мы не хотели тратить даже такую сумму, а потому решили говорить, что едем якобы в Турцию. В большинстве государств за транзит платить не нужно, требуется лишь показать визу в страну назначения. Турецкая же виза (тот же 10-долларовый сбор) покупается прямо на ее границе, и таможенники сопредельных стран это знают. (Впрочем, если бы метеопрогноз бал неблагоприятным, мы бы и вправду поехали на Мраморное море — вольные путешествия хороши и тем, что оставляют поле для маневра.) Проблема лишь во времени транзита — румыны дают 4 дня, что более чем достаточно, в Болгарии же подход индивидуальный. Задержка сверх разрешенного времени грозит штрафом и лишением права въезда в страну на три года. Учтя все это, а также солнечную погоду, румыно-молдовскую границу мы пересекли утром 9 августа — так, чтобы в любом случае увидеть затмение и успеть вернуться.
...А с пребыванием в Болгарии вопрос решился просто. На таможне я, как мне показалось, убедительно рассказал, что мы интересуемся древней историей, едем автостопом в Турцию, а по пути хотели бы понаблюдать солнечное затмение. Пожилой таможенник выслушал все это серьезно, взял паспорта и ушел ставить штампы. Наивными мы были людьми — думали, что одни такие мудрые! Увидев наши футболки с эмблемами затмения, таможенник как выяснилось, прекрасно понял, что ни в какую Турцию мы не поедем, и когда я с замиранием сердца спросил: "Сколько времени у нас на транзит?" наш собеседник покивал головой (что у болгар означает отрицание) и сказал: "Какой транзит? Вы туристы, я вам туристские визы дал". Мы обалдело переглянулись, а добрый таможенник помог нам и еще: увидев, что мы направляемся к обменному пункту, он закричал; "Там обеденный перерыв, дальше поменяете". Обеденного перерыва в реальности не было, но обмен мы производить не стали — быстренько свалили с КПП, а уже потом поняли суть дела: курс лева на приграничных пунктах завышен.
Однако, к нашей радости примешивалось и беспокойство; в Болгарии с народно-демократических времен к туристской визе полагается "довесок": карточка, на которой полагается ставить штампики о ночевках в гостиницах или кемпингах. Потеря карточки карается штрафом. Об этом глупом обычае мы уже знали — бывалые путешественники советовали выпрашивать отметки у гостиничных администраторов, а в крайнем случае лепить печати где угодно — вплоть до аптек. Но нам вскоре повезло: на одном из этапов застопили роскошный лимузин — сидевший в нем "новый болгарин" (а может быть и иная "шишка") познакомил нас с мэром города Шабла — и тот украсил наши карточки круглой "райисполкомовской" печатью. Лучшего и желать было нельзя.
Быт, общение, языковый барьер... Возможно, читателей астрономического журнала не слишком интересуют эти приземленные вопросы, но вкратце остановлюсь и на них.
Как уже говорилось, часть пути по Румынии мы проехали на нашем автобусе — ребята готовы были подвезти и дальше, но нас это не устраивало: хотелось посмотреть Румынию, да и волновались, что болгары мало времени дадут на "транзит".
Румынией нас много пугали: говорили, что здесь к русским плохо относятся, что это единственная европейская страна, где за автостоп принято платить, что движение здесь слабое, что румыны — "цыганистые" люди, могут побить и обокрасть, что никто не знает иностранных языков... В итоге решили часть Румынии от Слобозии до Констанцы проехать на пригородном поезде —адаптироваться. Так мы и сделали, но вообще-то вышеприведенные сведения оказались не совсем верными. Языков здесь действительно не знают, но жестов и нескольких фраз из разговорника оказалось достаточно, за подвоз местные и правда платят — но достаточно было сказать фразу, что мы из России и едем автостопом наблюдать затмение, как 9/10 водителей охотно соглашались везти бесплатно. Отношение к нам было самым хорошим; многие пытались вспомнить русские слова, охотно и всегда правильно объясняли (путем жестикуляции) дорогу, водитель одной затормозившей рядом "Дачии", показав, что салон "перегружен", открыл багажник и презентовал два немаленьких арбуза. Что до криминала, то недодать сдачу и правда в обычае, но когда мы проходили мимо бахчи и захотели купить дыньку, то крестьянин протянутые деньги оттолкнул, а в придачу подарил еще и арбуз. Движение в самом деле слабое, все больше гужевое (телеги с номерными знаками!), но зато останавливаются почти все машины со свободными местами. Единственная проблема — трудно найти место для ночевки. По пути "туда" мы ночевали на вокзале в Констанце (чрезвычайно неудобно), а при обратном транзите один раз ставили палатку на пересекающей кукурузное поле дороге, второй — в кустах между свалкой и сельским аэродромом. Честно говоря, я даже не знаю — разрешено ли вообще в Румынии разбивать палатку? Мы, во всяком случае, неприятностей не имели, хотя костров не разводили, питаясь всухомятку.
Если в Румынии некоторые отличия от привычной российской обстановки все-таки чувствуются, то в Болгарии с первых же шагов (свалки, кусты, ржавые столбы) почувствовали себя дома. Это впечатление усугублялось еще и тем, что все болгары понимают, а двое из трех еще и прилично объясняются по-русски. Впрочем, медленная болгарская речь и без того понятна, и тем более ясно содержание вывесок и указателей. По пути мы общались со многими аборигенами, и отношение к нам было самым сердечным. Особенно приятно, что в нас не видели "иностранных гостей". Для наблюдений мы уже давно выбрали побережье у поселка Шабля — здесь проходила центральная линия затмения, а осмотревшись на месте, убедились в его правильности: здесь заброшенные нефтепромыслы — причем из всех проржавевших труб вместо нефти хлещет тепленькая минералка! В море уходит эстакада (причал для танкеров), а рядом возвышается маяк — он сыграл не последнюю роль в выборе точки наблюдения — захотелось снять пейзаж с ним на фоне заревого кольца... В небольшом дачном поселке можно попросить питьевую воду, а с установкой палатки в Болгарии вообще особых проблем нет — мы обосновались на самом берегу, на диком пляже. Неподалеку стояли еще несколько палаток болгарских туристов; кое-где уже дымились костры.
Отнаблюдав затмение, мы еще немного попутешествовали по Болгарии, а затем почти три недели ездили по Молдавии — осматривали тамошние пещеры, проверяли информацию об аномальных зонах и криптозоологических объектах... Однако сей текст и так уже растянулся на 20 килобайт, а потому перейду к впечатлениям о собственно затмении, лишь отмечу потрясший меня факт: все наши собеседники — богатые и бедные, горожане и крестьяне, молдаване, украинцы, белорусы, болгары — жалеют о распаде Советского Союза, ругают своих вождей и тоскуют по прошлому. Рыночную экономику и независимость не похвалил никто. Не могу ручаться лишь за румын, но и им, насколько можно было понять из англо-русско-румынско-глухонемого языка, хочется вернуться назад! Говорить об этом неприятно, но демократические убеждения не позволяют мне замалчивать глас народа…
Приближение сего неординарного события мы четко почувствовали лишь в Молдове — местные СМИ уделяли ему немалое внимание. Причем информация давалась, как легко можно было понять, преимущественно попсово-мистическая. Нам говорили о конце света, о смертоносном излучении Луны, о параде планет и прочем... Казалось, все молдаване, даже вполне интеллигентные, ждут чего-то нехорошего. Пограничник с капитанскими погонами (на молдово-румынском КПП), вполне серьезно восхищался нашей храбростью — о себе он сказал, что в момент затмения будет сидеть в погребе с бутылкой кагора. Уже на обратном пути молдавская же бабулька поведала нам, как занавесив все окна, шесть часов просидела на печи, ожидая всемирной катастрофы. Российские водители-дальнобойщики (не попавшие под влияние местной пропаганды) говорили, что во время затмения молдавские улицы и дороги были практически пусты — аборигены прятались. Насколько мы поняли, примерно такое же отношение к черному Солнцу было и в Румынии (как бы даже не более дремучее — молдаване говорили, что в основном черпают сведения о конце света из передач Бухарестского радио, а некоторые румынские водители смотрели на нас, "отправляющихся в самый ад" как на камикадзе — со смешанным чувством восхищения и грусти).
По контрасту нам очень понравилось отношение к затмению в Болгарии —здесь мы мистицизма практически не встретили — более того, на витрине газетного киоска, а позже на входе в кемпинг мы с изумлением видели астрономические чертежи, поясняющие механизм и ход "светопреставления"! В то же время четко была поставлена пропаганда техники безопасности — буквально все болгары предупреждали нас, чтобы берегли глаза: по их словам, местные СМИ только об этом и талдычут.
Впрочем, и в прагматизме болгар я убедился — бизнес на "затемнении" здесь сделали неплохой? Во всех "комках" на самых видных местах лежали солнцезащитные очки, "дающие гарантию безопасности". Модели на все вкусы и кошельки — продавщицы, конечно, ненавязчиво подсказывали, что более дорогие модели дают "большую гарантию". На всех перекрестках стояли указатели: "К затемнению" — дороги вели, как мы проверили, к отелям и кемпингам, причем в последнем самая дешевая услуга — ночлег в палатке (своей) стоил 2 лева для болгар и 4 (около 2,5$) с "чужестранцев". Просто удивительно, что не установили сбор и с "дикарей"!
Как бы то ни было, кульминация нашей поездки приближается! Вечером 10 августа, закончив обустройство лагеря, отдохнув и побродив по кромке моря, окончательно выбираем место для завтрашних наблюдений.
В день затмения поднимаемся в шестом часу, встречаем восход Солнца (погода обещает быть ясной!) и наскоро приготовив завтрак, начинаем собираться. Как всегда, в последний момент все начинает ломаться — многократно проверенный блок питания к фотовспышке включается через раз. Чертыхаясь, разбираю его и с большим трудом нахожу поломку — одна из ножек транзистора в два миллиметра толщиной будто перекушена кусачками — не иначе, полтергейст случился. В темпе соединяю обломки кусочкам провода — держится он на скрутках и честном слове, но "преобразовалка" оживает. За время ремонта (ну конечно!) вывинченные винтики потерялись — пришлось примотать крышку изолентой. Наконец, аппаратура собрана — идем на "точку". Она представляет собой небольшой пляж, отгороженный молом, с красивым видом на бунгало, маяк и эстакаду. Народу еще немного — лишь местные обитатели, а потому удается спокойно расставить аппаратуру и пару раз прорепетировать наши действия. Все в порядке — можно и расслабиться. Искупавшись и плюхнувшись на плед, следим за временем и окружающей обстановкой. Народу потихоньку прибавляется. От нечего делать разговариваем с обосновавшимся рядом болгарским семейством, как вдруг нас подзывает весьма упитанный мужчина в семейных трусах: "Русские?"
— Вы тоже? — вскакиваем, обрадовавшись было земляку, однако нас ждет больший сюрприз: "Ноу, Калифорниан!" — тычет себя в грудь толстяк. Насколько мы поняли, он приехал на затмение вместе с племянником, как и мы, самостоятельно. Полноценного общения, однако, не получилось — американец полез купаться, а вернувшись, обнаружил, что нам не до него: уже когда Солнце было закрыто на треть, мы с удивлением поняли, что движется оно быстрее чем следует — виноваты, конечно, были не законы небесной механики, а то, что я неправильно рассчитал азимут на черное Солнце. Штативы переставляли в темпе и трясущимися руками, однако сделали это быстро. Вновь ложимся, и через светофильтры смотрим на Солнце, но иногда оглядываемся и вокруг: весь пляж, мол, эстакада заполнены народом. В большинстве на Солнце смотрят через фотопленки и закопченные стекла, а фотографируют событие мыльницами. Серьезных инструментов не видно, лишь 2-3 видеокамеры на штативах. Впрочем, кое-кто работает; низко над побережьем проносится мотодельтаплан к которому прицеплен плакат с рекламой водки! Нам тоже пора становиться по местам: Каминский, расставив ноги, замирает у "МТОшника", я — у стоящей на низком штативчике (представляющем собой вбитый в землю штырь с навинченной головкой) "Смены". Татьяна отслеживает ход затмения.
Вот от Солнца остается узенький серп — до кульминации несколько минут. Только сейчас стало заметно уменьшение освещенности — и необычайно черные тени. Впрочем, это эффекты известные, а вот о радужном кольце вокруг почти полностью закрытого Солнца мне читать не приходилось: когда на небе сияла лишь маленькая часть солнечного диска, вокруг нее я четко видел широкое — в 3-4 градуса кольцо диаметром градусов в десять. Цветовые переходы были заметны, но никаких аналогий с обычным гало. Что это такое — не знаю, возможно (рискну высказать дилетантское предположение), что-то вроде кольца Эри на сетчатке глаза от яркого точечного источника. Одновременно каким-то краем сознания успеваю отметить чаек, кружащих с тревожными криками и атмосферу всеобщего возбуждения.
Но вот вспыхивает корона. Чайки стремительно садятся на воду, а со всех сторон слышны крики ура, рвутся петарды, мелькают блики фотовспышек. Но мне некогда — несмотря на все репетиции, не укладываюсь по времени, ибо возникла новая проблема — затвор никогда не капризничавшей до того "Смены" то и дело срывается с ручной выдержки на 1/30. В итоге задуманную панораму заревого кольца снять полностью не успел. У Сереги тоже возникли заботы — несколько раз вылетал из гнезда спусковой тросик. В итоге едва успели сфотографировать на фоне затмения самих себя, как раздались аплодисменты: вновь наступил день!
Подводя итог, можно сказать, что затмение для нас прошло как во сне, хотя ободок короны на звездном небе и необычная заря прочно врезались в память — не верится, что все было на самом деле. Доказывают это лишь фотографии — нам все же удалось получить по три более-менее неплохих снимка средних областей короны и зари — но, разумеется, они и отдаленно не передают всей чудесной картины. К сожалению, не получились "как надо" самые эффектные дальние области короны со струями — Солнце оказалось на краю кадра и ореол виден лишь на половину. Постараемся учесть все недочеты в следующий раз.
Об авторе: Андрей Перепелицын — любитель астрономии и уфологии из г. Калуги.
Сopyright 2002-2022 © Сайт "Галактика" • Проект "Астрономическая энциклопедия" • Идея, дизайн, хостинг, веб-мастер сайта - Кременчуцкий Александр, Москва. |