Как фотографировать Луну Автор Леушканов А.В. Статья публикуется с разрешения автора.
Луна поистине является самым благодатным астрономическим объектом даже для начинающего любителя астрономии. Самый скромный телескоп или зрительная труба позволяет разглядеть на ней такое количество деталей, что порой дух захватывает. Кажется, стоит протянуть руку, и ты коснешься этих загадочных вершин, выступающих близ терминатора из мрака лунной ночи. Но по истечении некоторого времени у каждого, наверное, возникает непреодолимое желание получить хорошую фотографию лунной поверхности. К счастью, это несложно сделать: высокая яркость Луны позволяет фотографировать ее с короткими выдержками, из-за чего отпадает необходимость в сложной экваториальной монтировке с часовым механизмом - вполне достаточно обычной азимутальной, лишь бы она была устойчивой. Поэтому, именно Луна, как правило, становится первым объектом съемок любителей астрономии. ОПТИКА
С чего начать? Прежде всего, необходимо подобрать соответствующую оптику. Для фотографирования Луны вполне сгодится телескоп или зрительная труба с диаметром объектива более 50 мм. Подойдут также телеобъективы типа "Таир", "Рубинар", МТО и им подобные. Если вы располагаете аналогичными инструментами, можете смело читать дальше. Простейшим способом фотографирования Луны является ее съемка с длиннофокусным телеобъективом или в прямом фокусе телескопа (при этом штатный объектив из камеры выворачивается). Зная фокусное расстояние системы, очень легко оценить ожидаемый размер Луны на негативе: ее диаметр в сантиметрах будет примерно равен фокусному расстоянию объектива (или эквивалентному фокусному расстоянию) в метрах. Так, в прямом фокусе телеобъектива МТО-1000 или телескопа с фокусным расстоянием 1000 мм изображение Луны на негативе составит 10 мм, тогда как телеобъектив "ЗМ-6А" (F=500 мм) позволит получить Луну диаметром около 5 мм. Из этого следует, что если фокусное расстояние телескопа менее полуметра, то мелких подробностей на диске Луны при съемке в прямом фокусе различить не удастся, так как на отпечатке с негатива, на котором диаметр Луны меньше 5 мм, будут видны лишь самые крупные образования. Выход из положения заключается в увеличении эквивалентного фокусного расстояния используемой вами системы. При съемках с телеобъективами можно использовать телеконвертеры. Применяя, например, 2-кратный телеконвертер типа "ТК-2М" с телеобъективом "ЗМ-6А" можно получить на негативе Луну диаметром около 10 мм, что уже вполне достаточно для ряда целей. Как показала практика, можно использовать не один, а два телеконвертера и более.
При съемках с телескопом имеется больше возможностей изменить эффективное фокусное расстояние его объектива. Во-первых, можно воспользоваться линзой Барлоу, действующей аналогично телеконвертеру. Помещенная между объективом телескопа и фотокамерой (без штатного объектива), она увеличивает масштаб изображения на снимке.
Более радикальным методом увеличения размеров Луны на негативе является так называемая съемка с окулярной камерой. В этом способе вместо линзы Барлоу устанавливается окуляр или короткофокусный кино- или фотообъектив. Подбирая фокусное расстояние окуляра и меняя расстояние между окуляром и камерой (опять же без штатного объектива), можно добиваться нужного масштаба изображения. Эквивалентное фокусное расстояние при съемках с окулярной камерой рассчитывается по формуле:
F= F(l-f)/f,
где F - фокусное расстояние объектива, f - фокусное расстояние окуляра,l- расстояние фотопленки от фокальной плоскости окуляра. Например, у вас есть телескоп с фокусным расстоянием объектива 1000 мм, вы взяли окуляр с фокусным расстоянием 25 мм и установили фотокамеру на расстоянии 100 мм от фокальной плоскости окуляра. Тогда эквивалентное фокусное расстояние будет равно 3000 мм. Последний вариант преобразования фокусного расстояния системы - все оставить "на своих местах": окуляр находится в окулярном узле, а штатный объектив - в фотоаппарате. В этом способе камера с объективом помещается сразу за окуляром телескопа. Эквивалентное фокусное расстояние такой системы выражается произведением увеличения телескопа на фокусное расстояние фотообъектива. Например, вы используете окуляр, дающий 33-х кратное увеличение, и фотоаппарат с объективом, имеющим фокусное расстояние 58 мм. Тогда эквивалентное фокусное расстояние системы будет равно 1914 мм.
Изменяя масштаб изображения, помните, что вы ничего не получаете "задаром": поскольку диаметр объектива остается неизменным, то увеличение фокусного расстояния системы приводит к уменьшению относительного отверстия. Это, в свою очередь, означает, что изображение Луны становится более тусклым и для его проработки приходится увеличивать время выдержки. При этом уже не обойтись без помощи часового механизма, ошибки хода которого могут привести к потере качества фотографии. Кроме того, неспокойствие атмосферы, замывающее мелкие детали изображения, при длительных выдержках оказывает более сильное влияние, чем при коротких. Если вы хотите получить на снимке вид Луны "от края до края", вам нужно проследить за тем, чтобы она полностью влезла в кадр. При использовании стандартной фотопленки с форматом кадра 24х36 мм хорошие результаты получатся, если диаметр Луны на негативе будет около 20 мм. Это достигается при эквивалентном фокусном расстоянии объектива 2000-2500 мм.
МЕХАНИКА
Для фотографирования Луны более всего подходят зеркальные фотоаппараты, например, типа "Зенит", так как они позволяют непосредственно видеть то, что через несколько секунд будет зафиксировано на пленке. Зеркальные фотоаппараты существенно облегчают наведение на резкость, однако следует помнить, что применяемые для этого в современных системах оптические клинья в условиях недостаточного освещения работают неэффективно. При этом учтите, что диагональное зеркальце в фотокамере почти всегда разъюстировано, и поэтому нельзя фокусировать изображение по матовому стеклу без предварительной установки зеркала. Делается это так: берется заряженная камера и обычная линейка, они устанавливаются фиксированным образом так, чтобы линейка была видна в поле зрения объектива и находилась под углом -30° к оптической оси объектива; после этого наводим камеру на резкость примерно на середину линенки и делаем 3-4 снимка подряд с одной и той же фокусировкой (при этом запоминаем положение фокусировочного кольца). После этого проявляем пленку и смотрим в лупу: какая отметка линейки получилась самая резкая. Затем, установив в прежнее положение линейку и фотокамеру (с тем же положением фокусировочного кольца), смотрим по центру матового стекла: какое деление линейки в фокусе на самом деле. Если не то, что на пленке, то регулировочным винтом подправляем зеркало. Кроме зеркальных можно использовать и другие фотоаппараты, конструкция которых позволяет снимать штатный объектив, если вы хотите производить съемки в прямом фокусе или с окулярной камерой. ДИАМЕТР ЛУНЫ И МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКАДля крепления фотоаппарата к телескопу придется изготовить специальный переходник, один конец которого имеет резьбу под фотоаппарат, а другой вставляется или надевается на окулярную трубку телескопа (к зарубежным телескопам подобные переходники выпускаются серийно и называются "Т-адаптер"). Изображение в этом способе съемок фокусируется перемещением окулярной трубки.
Когда производятся съемки с окуляром и штатным объективом фотоаппарата, камера закрепляется специальным кронштейном прямо к трубе телескопа, либо устанавливается на отдельный штатив. Объектив камеры устанавливается "на бесконечность", а резкость наводится с помощью окуляра телескопа.
Если вы пользуетесь не зеркальным фотоаппаратом, то для наведения резкости поступите следующим образом: наведите телескоп с фотоаппаратом на Луну, откройте затвор и заднюю крышку фотоаппарата, к кадровому окну прижмите кусочек матового стекла и сфокусируйте изображение. Затем можно вставлять пленку и начинать съемку. Естественно, в этом случае телескоп должен быть снабжен искателем.
ЭМУЛЬСИЯ И ВЫДЕРЖКА
Для любительского фотографирования Луны годится, в принципе, любая пленка. Особенно мудрствовать здесь не стоит. Помните только, что высокочувствительные пленки (более 200 ед. ISO) имеют крупное зерно, которое хорошо будет заметно при печати с большим увеличением. У низкочувствительных эмульсий (менее 32 ед. ISO) зерно незначительное, но при фотографировании понадобятся более длительные выдержки, а это может привести к размыванию изображения.
С какой же выдержкой необходимо снимать Луну? Экспериментально это можно определить с помощью экспонограммы. Для ее получения сфотографируйте Луну со всеми выдержками, имеющимися у фотоаппарата.
Здесь необходимо сделать одно замечание. При фотографировании неподвижным телескопом (то есть без часового механизма) максимальная выдержка не должна быть более той, при которой происходит смещение Луны на пленке на величину, превышающую кружок рассеяния фотоэмульсии. В таблице слева приведены значения максимальных выдержек в зависимости от эквивалентного фокусного расстояния телескопа (кружок рассеяния принят 0,05 мм). На пределе, можно увеличить выдержку вдвое, но не более, в противном случае изображение будет смещенным.
Проявив экспонограмму в проявителе, рекомендуемом для данного типа эмульсий, мы определим наиболее удачную выдержку для данной фазы Луны.
Следует подчеркнуть, что яркость Луны в зависимости от фазы значительно меняется. Поэтому при малых фазах выдержка будет в несколько раз больше, чем при полнолунии. Учтите, что здесь может возникнуть ситуация, когда понадобится выдержка большая максимально допустимой при съемке с неподвижной камерой. В этом случае следует либо воспользоваться часовым механизмом, либо перейти на более чувствительную эмульсию и обойтись более короткой выдержкой. Можно также проявлять пленку в несколько раз дольше, чем это указано в инструкции, что равносильно увеличению чувствительности пленки.
Астрономы часто пользуются правилом, согласно которому выдержка при съемке Луны в фазе между полнолунием и четвертью должна быть в 2 раза больше выдержки для Луны в полнолунии. Луна в первой четверти требует увеличения экспозиции еще в 2 раза. Между четвертью и новолунием выдержка увеличивается опять в 2 раза, и последнее 2-кратное увеличение времени выдержки необходимо для съемок узкого лунного серпа. Во всех случаях не стоит экономить пленку, а лучше делать запасные снимки с выдержкой, большей и меньшей, чем теоретическая.
ТЕХНИКА СЪЕМОК
При фотографировании Луны (и не только Луны) для исключения вибраций следует применять фототросик. Если вы пользуетесь фотоаппаратами типа "Зенит", то я бы не рекомендовал применять выдержку 1/30 секунды. Дело в том, что при этой выдержке происходит сильная вибрация затвора, и изображение получается смазанным. Для устранения вибраций при фотографировании с выдержкой от руки (режим "В") можно поступить следующим образом: подведите Луну в центр кадра, заслоните объектив (крышкой, картонкой, шапкой, наконец), одной рукой нажмите на спуск фототросика, затем другой рукой откройте на нужное время заслонку и снова закройте, после чего можно отпустить затвор.
Длиннофокусные телеобъективы обычно довольно сильно чувствительны к температуре окружающей среды, вследствие чего установка "на бесконечность" часто не совпадает с соответствующим значком бесконечности. Поэтому, если нет уверенности в правильной фокусировке, следует делать "вилку фокусов", снимая Луну как немного дальше, так и немного ближе от риски "бесконечность".
Если фокусное расстояние вашего телескопа или телеобъектива не превышает 600 мм, то с его помощью можно получить интересные фотографии Луны на одном кадре. Особенно красивы заходы молодого месяца. Для получения такого снимка подведите изображение Луны к левому верхнему краю кадра, установив предварительно выдержку в режим "от руки". Затем закройте объектив заслонкой, откройте и зафиксируйте затвор фотоаппарата. Далее произведите первую съемку, делая выдержку от руки с помощью заслонки. Подождите около 2 минут (за это время Луна сместится на величину своего диаметра) и снова делайте выдержку, и так, пока Луна не выйдет из кадра (поле зрения вашего астрографа следует предварительно рассчитать).
Еще проще получать подобные снимки при помощи фотоаппарата, конструкция которого позволяет отключать перемотку пленки при взводе затвора. Главное - не забыть потом снова включить перемотку, иначе последующие снимки попадут на тот же кадр, и работа будет испорчена. Варьируя интервалами между последовательными экспозициями Луны, вы сможете определить частоту расположения лунных дисков на снимке, которая вам больше нравится.
Теперь коротко рассмотрим особенности фотографирования с конкретными телескопами.
Телескопы ТАЛ, ТАЛ-М и ТАЛ-1, к сожалению, не позволяют фотографировать в прямом фокусе без переделки окулярного узла. Наиболее удачные снимки Луны на этих телескопах вы сможете получить с линзой Барлоу (без окуляра) или с окулярной камерой. Окулярное увеличение предпочтительнее, так как при использовании линзы Барлоу изображение на краях кадра заметно искажается.
Фотографирование с телескопами Meade и Celestron не составит проблем, так как для этих телескопов выпускаются переходники для крепления самых различных фотоаппаратов, а большинство инструментов этих фирм уже снабжены часовыми механизмами.
В заключение, автор советует читателям не расстраиваться при первых неудачах. На начальном этапе они неизбежны и не должны вас смущать. Сам я, помнится, перепортил немало пленок прежде, чем удалось получить нечто похожее на Луну. Зато какой была радость первой победы! Надеюсь, что и вы ее испытаете.
В таблице приведены значения диаметра Луны на негативе (d) и максимального времени выдержки (Т), при котором можно фотографировать Луну без гидирования, в зависимости от фокусного расстояния объектива (F). При расчете величина максимального сдвига была принята равной 0,05 мм.
F, мм d, мм Т, сек
100 0,9 6,88
200 1,7 3,44
300 2,6 2,29
400 3,5 1,72
500 4,4 1,38
750 6,5 0,92
1000 8,7 0,69
1500 13,1 0,46
2000 17,5 0,34
3000 26,2 0,23
4000 34,9 0,17
5000 43,6 0,14
10000 87,3 0,07
15000 130,9 0,05
20000 174.5 0,03
Таблица верна для пленки чувствительностью 100 ед. ISO. Для пленки чувствительностью 50 ед.
ISO все выдержки необходимо увеличить вдвое, для 200 ед. ISO - уменьшить вдвое и т. д.
Пример: пленка 100 ед., А=1/16, полнолуние; оптимальная выдержка -1/60 сек.
|