Фотографирование неба неподвижной камерой.Астрофотографией я занялся чуть более двух лет назад, не имея знаний и опыта, как самой астрофотографии, так и вообще фотографирования в целом. Поэтому много времени пришлось уделить изучению литературы по фотоделу и астрофотографии. Астрофотография -дело трудоёмкое и сложное, так как мы имеем дело с объектами, которые отличаются малыми видимыми размерами и очень низкой поверхностной яркостью. По этой причине часто фотосъёмку приходится делать с очень длительными выдержками, вплоть до нескольких часов. При этом небо совершает суточное движение. И для того, чтобы получить качественный неразмытый снимок необходимо использовать специальный штатив, оснащённый часовым механизмом- устройством, предназначенным для ведения фотоаппарата вслед за объектом. И чем большие фокусные расстояния применяются, тем выше требования к точности часового механизма. Иначе неизбежно вытягивание изображения всех звёзд в чёрточки. Но при этом фотографу неизбежно приходится вмешиваться в процесс автоматического вращения поворотной • части монтировки. Такое вмешательство называется гидированием. В последнее время стала возможной обработка астроснимков на компьютере. Редактирование с помощью компьютера позволяет устранить дефекты исходного фотоматериала, выявить невидимые ранее детали, придаёт снимку более эффектный вид. Конечно, не все астрономы-любители могут себе позволить иметь мощные телескопы на солидных монтировках. Но оказывается для решения простых задач астрофотографии и запечатления на фотоплёнку многих астрономических объектов дорогостоящая техника не обязательна. Можно обойтись и обычным фотоаппаратом со стандартным объективом, установленным на простом штативе. В этом случае процесс астрофотографирования более сложен. Съёмка неподвижной камерой предполагает постоянное совершенствование практических навыков и определённое творчество. Для занятий астрофотографией подходят многие фотокамеры. Наилучший выбор-это фотоаппарат «Зенит» или подобный ему механический зеркальный фотоаппарат. К «Зениту» имеется большое количество сравнительно недорогих сменных объективов: «Мир-20», «Мир-24», «Индустар-61», «Юпитер-37А» и другие. Чтобы получить качественные снимки, надо позаботиться о том, чтобы фотоаппарат был неподвижен, Для этого необходимо укрепить его на устойчивом штативе. Но даже хороший штатив не позволяет полностью избежать вибраций, которые возникают при срабатывании затвора. Правда, бороться с этим довольно легко: достаточно установить бесконечную выдержку «В», прикрыть объектив тёмной картонкой, нажать на спуск и, выждав несколько секунд, открыть объектив на время экспозиции. Причинами вибраций могут быть также проезжающие машины, хождение людей, ветер. Спусковые кнопки некоторых фотоаппаратов не фиксируются в нажагом положении. В этом случае нужно купить спусковой тросик для длительных выдержек. Большое значение для получения хорошего снимка имеет правильный выбор фотоплёнки. При этом кто-то предпочитает слайды, кто-то чёрно-белые эмульсии, кто-то цветные негативные плёнки. Причём всё большее количество астрономов-любителей отдаёт предпочтение именно цветным негативным плёнкам. Это объясняется тем, что с их обработкой почти не возникает проблем. Практически везде есть фотолаборатории, где можно проявить фотоплёнку и бысгро получить отпечатки. Профессионалы по-прежнему отдают предпочтение чёрно-белым плёнкам, как более объективному приёмнику света по сравнению с цветными плёнками. Кроме того, правила лабораторной обработки научной астрофотографии гораздо строже и предусматривают, что наблюдатель сам должен проявить, фиксировать, промывать и сушить плёнки или пластинки, не доверяя фотолабораториям. Многие астрономы-любители сделали выбор в пользу цветных плёнок и потому, что цветной снимок, кроме того, что он просто «красивый», несёт в себе больше информации, чем аналогичный чёрно-белый снимок. Ведь одно цветное изображение состоит из трёх одноцветных: голубого, жёлтого и пурпурнвго. И если какая-то деталь не отличается от общего фона по яркости, а лишь по цветовому тону, на чёрно-белом снимке она не выделится. Цветная фотоплёнка уловит эту разницу. Цветная плёнка предпочтительнее при фотографировании туманных объектов. Сейчас в фотомагазинах большой выбор цветных плёнок, выпускаемых всемирно известными фирмами. Начинающий астрофотолюбитель порой затрудняется в выборе плёнки для фотографирования того или иного объекта. Дело в том, что астрофотосъёмка предполагает съёмку разных объектов: Солнце, Луна, звёздные скопления, кометы, метеоры, полярные сияния и многое другое. Понятно, что столь разные объекты предполагают и разные методы съёмки, в том числе требуют применение разных плёнок. При съёмке ночного пейзажа, панорам Млечного Пути, лунных затмений, пепельного света Луны, полярных сияний, метеоров, комет используются высокочувствительные фотоплёнки. Низкочувствительные плёнки используются при съёмке серебристых облаков, сумерек, «следов звёзд», Луны. Фотосъёмка столь разных объектов требует и разных выдержек. С выдержкой порядка долей секунд производится фотосъёмка Солнца и Луны. С выдержкой в секунды и десятки секунд фотографируют лунные затмения, пепельный свет Луны, серебристые облака," полярнью^сияния, портреты созвездий,~ночной пейзаж. Фотосъёмка комет и панорам Млечного Пути требует выдержек порядка нескольких минут. С выдержкой около часа и больше фотографируют «следы звёзд», сокровища неба и панораму Млечного Пути. Величина относительного отверстия зависит как от типа небесного объекта, так и от выдержки и фокусного расстояния объектива. Она может изменяться в больших интервалах. Выводы. В результате проведённых астрофотонаблюдений, их анализа и обсуждения мною были сделаны следующие выводы:
Заключение и перспективы. За два года практически с нуля была начата и проделана большая работа. Приобретён определённый опыт и навыки по астрофотографированию небесных объектов. Практическая значимость проведённой работы состоит в том, что в кабинете астрономии Увинского ДДТ работала постоянно обновляющаяся выставка работ автора этих строк. Руководителем кружка фотографии использовались на занятиях при объяснении многих тем: вращение небесной сферы, конфигурация созвездий, цвет звёзд, пепельный свет Луны и др. У многих членов объединения «Астроном» пробудился интерес к астрофотографии. В дальнейшем я планирую продолжить работу по астрофотосъёмке, используя накопленный опыт, работать по улучшению качества снимков и устранению тех дефектов и ошибок, которые были допущены мною раньше. В частности, в условиях плотно застроенного центра посёлка Ува трудно обойтись без попадания в кадр каких-либо объектов, портящих общее впечатление от снимка: столбов, проводов, строений. Надо будет обратить особое внимание на выбор места съёмки. Были и объективные причины, негативно сказавшиеся на качестве снимков. По финансовым причинам при фотографировании употреблялись иногда не рекомендуемые фотоплёнки, а те, что были на тот момент заряжены в фотоаппарате для съёмки другого типа объектов. Надо постараться в дальнейшем этого избегать. Не отвечает полностью жёстким требованиям к астрофотографии и техника. Часто во время съёмки меня подводил неустойчивый штатив, на снимках получались сдвиги, и ценные, интересные кадры оказывались испорченными. Поэтому для дальнейших серьёзных занятий астрофотографией я должен разрешить эти проблемы. Надеюсь, что мне удастся повысить качество фотографий тех небесных объектов, опыт в фотографировании которых у меня уже имеется, и поставить перед собой новые задачи. Ознакомиться с фото автора статьи можно пройдя по ссылке Сopyright 2002-2023 © Сайт "Галактика"•Проект "Астрономическая энциклопедия"•Идея, дизайн, хостинг, веб-мастер сайта - Кременчуцкий Александр, Москва. • Сайт 'Галактика' © 2002-2023 |